05.06.2018

XVI фестиваль театров малых городов России

05.06.2018

 5 июня  «Случай на станции Кочетовка»

Спектакль Нижнетагильского драматического театра имени Д.Н. Мамина-Сибиряка представил спектакль Вячеслава Тыщука «Случай на станции Кочетовка» по одноимённому рассказу Александра Солженицына.

Ряды откидных кресел, словно перекочевавшие из заштатного ДК или провинциального кинозала; позади них конструкция, напоминающая то ли крест, то ли помост, к которой прислонены винтовки, рядом громоздятся ящики с боеприпасами, на одном из них неловко примостилась растрёпанная кукла, тумбочка с настольной лампой, репродуктор. За всем этим – экран, на котором мелькают кадры не просто старого, а древнего фильма. Такой предстаёт перед зрителем станция Кочетовка, созданная режиссёром Вячеславом Тыщуком.

Станция как точка между чем-то и ничем: известно, откуда эшелоны приходят, а куда отправятся дальше – военная тайна. Лейтенант Вася Зотов (Дмитрий Кибаров), близорукий Харон, добросовестно переправляет эшелоны из ниоткуда в никуда. Ценный ли это груз в виде консервированной крови для госпиталя или сапёрные лопатки – всё будет отмечено в журнале, подсчитано и отправлено. И в этом сухом протоколе есть что-то жуткое, как будто в итоге все проезжающие – это консервированная кровь. Василий Зотов – практически безупречный винтик советской машины, часть протокола, кусок параграфа: с женщинами не путается, тётю Фросю (Марианна Булыгина) с её чулками, выменянными на картошку, презирает, правила соблюдает, приносит пользу, раз уж на фронт нельзя, читает «Капитал» К. Маркса, искренне пытается его понять, верит в правду революции и в то, что 1937 год – это только Испанская война. И если он и пытается добиться истины от сводок Совинформбюро, которое голосом Левитана пытается приободрить слушателей, то быстро удовлетворяется словами о том, что фашисты захватили Харьков позже, чем рассчитывали. И всё ждёт, что вот-вот прозвучит победная сводка, но до неё ещё очень далеко, на дворе октябрь 1941 года. 

Несмотря довольно жуткий тон первоисточника, в котором показано, как легко хороший и честный человек становится подлецом и предателем, просто выполняя свой «долг перед родиной», самоирония и некоторая комичность, с которой «Случай…» подан в спектакле, снижает общий пафос и гранитную монументальность, превращая историю о нелёгком нравственном выборе, где на одной чаше весов лежит человеческая жизнь, а на другой – вера в справедливость закона, в нечто близкое, понятное и совсем не назидательное. Она не становится менее жуткой, но это обыденная жуть с солдатами, сбегающими в самоволку, вороватыми буфетчицами и хорошеньким дежурным диспетчером Валей (Мария Харламова), которой так нужно, чтобы в опустевшем доме снова появился мужчина. Не менее жуткая, но гораздо более живая и располагающая к себе история, опровергающая опасения Солженицына, который некогда отказался от экранизации «Случая…», чтобы не получилось нечто «осовеченное и фальшивое».

«Случай на станции Кочетовка» Тыщука – это горькая ирония над сухой советчиной и обжигающий холод безвременья, междумирья. В этом «кинозале», словно нарочито пыльном и обесцвеченном, время словно застыло шариком воздуха в янтаре – 41-й, 91-й, 2018-й – время идёт, но, по сути, мало что меняется: всё так же на какой-то узловой станции молодой близорукий Харон расписывается в чьём-то путевом листе. https://vk.com/ftmgr16

НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

    

    

 

 

 

    Добавить комментарий
    Введите код с картинки
    Необходимо согласие на обработку персональных данных